Пушкин и куряне

Пушкин и куряне
Пушкин и куряне
Пушкин и куряне
Пушкин и куряне
Фото: kpravda.ru

Великий поэт никогда не был в Курске, но с некоторыми уроженцами нашего города общался и сотрудничал весьма активно

В этом году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Накануне предстоящего юбилея курский писатель Николай Пахомов заглянул в архивы и написал небольшое исследование о роли курян в жизни великого поэта. Мы публикуем его с небольшими сокращениями.

О том, что «наше всё» – гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин не посещал Курск, курянам известно со школьной скамьи. Хотя, как следует из текста «Путешествия в Арзрум», ему «предстоял путь через Курск и Харьков», и он мог посетить столицу Соловьиного края. Но как сообщает поэт далее, он «своротил на прямую Тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом и курским трактиром…». Но данный пробел в обширной биографии поэта в определённой мере был компенсирован его общением (порой тесным и плодотворным) с нашими земляками, имевшими отношение как к литературной, так и к издательской деятельности.

Декабрист Раевский

Будучи в ссылке в Бессарабии, Александр Сергеевич в Кишинёве познакомился со штабс-капитаном 32-го егерского полка 16-й дивизии Владимиром Федосеевичем Раевским (1795–1872), уроженцем слободки Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии. (Ныне это Черемисиновский район Курской области.) Раевский не только участник Отечественной войны 1812 года и герой Бородинского сражения, награждённый за храбрость золотой шпагой, но и поэт, член тайных сообществ «Дружеский лист» и «Союз благоденствия».

Насколько тесными были взаимоотношения Пушкина и Раевского, трудно сказать, но именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года, случайно узнав о готовившемся аресте Раевского, лично предупреждает его об этом. И Владимир Федосеевич, вняв словам поэта, успевает уничтожить все компрометирующие как его самого, так и его товарищей по тайным обществам документы. Поэтому, когда 6 февраля агенты тайной полиции арестовывают Раевского, то улик против него во время обыска не находят. Впрочем, отсутствие улик не мешает им отдать вольнодумца под следствие и суд.

Находясь в заключении, Раевский пишет стихотворение «Певец в темнице», на которое Пушкин откликнулся стихотворением «Узник». После этого общение Пушкина и Раевского прерывается. У каждого свой путь…

Братья Полевые

Среди известных курян, с которыми Пушкин был знаком лично и имел довольно тесные взаимоотношения на почве творческой деятельности, стоит назвать поэта, прозаика, драматурга, журналиста, публициста, переводчика, издателя Николая Алексеевича Полевого (1796–1846), а также его брата Ксенофонта Алексеевича Полевого (1801–1867) – публициста, литературного критика и издателя.

Несмотря на то, что братья Полевые родились в Иркутске, они имели непосредственное отношение к курскому краю. Они появились в семье курского купца Алексея Евсеевича Полевого , а в конце декабря 1812 (или же в первых числах января 1813-го) вместе с отцом и всей его большой семьёй прибыли в Курск.

Здесь братья Полевые фактически завершили процесс самообразования. Здесь же в 1816 году 20-летний Николай Полевой вступил на литературную стезю.

В 1820 году Николай и Ксенофонт уезжают в Москву, где в 1825 году Николай Алексеевич учреждает журнал «Московский телеграф». Одним из первых произведений, опубликованных в 1825 году в журнале, стала поэма Пушкина «Цыгане». А в пятом номере журнала Николай Полевой печатает свою статью «Евгений Онегин», роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина», в которой даёт жёсткий отпор критикам поэта.

С этого времени между Пушкиным и Николаем Полевым, несмотря на социальные различия (первый – дворянин, второй – купеческий сын и купец 2-й гильдии), складываются добрые отношения. Они встречаются, обсуждают вопросы литературы, планируют очерёдность издания произведений в журнале. На этих встречах присутствует и Ксенофонт Полевой.

Вскоре Александр Сергеевич даже входит в редакционный совет журнала. Причём не один, а со своими друзьями Петром Вяземским и Евгением Баратынским . Правда, в 1826 году Пушкин и его друзья (по настоянию Александра Сергеевича) покидают этот совет из-за несогласия с критикой Николаем Полевым «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1830 году, когда вышел первый том «Истории русского народа» Николая Полевого, Александр Сергеевич написал весьма негативную рецензию на этот труд. «Помягче» он отнёсся лишь к выходу второго тома, однако и тут отметил, что данная работа требует «серьёзных критических исследований».

29 января (по старому стилю) 1837 года не стало Пушкина. И 1 февраля Осип Иванович Сенковский, редактор журнала «Библиотека для чтения» , обращается к Николаю Алексеевичу с просьбой дать для журнала развёрнутую статью о Пушкине. Отвечая ему, Полевой 8 февраля пишет:

« Вы возлагаете на меня тяжёлую обязанность – написать о Пушкине. Мы пишем хорошо, когда искренние чувства уже укладутся в глубине души, тяготят её там и требуют исхода. Но пока они безотчётно тревожат нас – работе ещё не время, и человек тогда молчит. Таково моё положение теперь в отношении к покойному поэту. Смерть его поразила меня. Давно не плакал я так горько, как услышавши о его смерти. Ваше письмо умножило грусть мою. Но – я хочу писать и исполню ваше требование… »

Статья была написана и опубликована, дополнив перечень работ автора о жизни и творчестве великого поэта. Прежние разногласия лишь придали ей остроту, искренность и душевность. По большому счёту, Николай Алексеевич данной статьёй продолжил некогда начатую им биографию поэта, став «одним из первых биографов Пушкина».

«Каналья» Егор Аладьин

Поэт, прозаик, переводчик и издатель Е.Д. Аладьин родился в Курске в семье дворян Щигровского уезда. Юношей участвовал в Отечественной войне 1812 года, но в 1816 году в звании поручика уволился из армии. Служил в Курской казённой палате. В 1820 году переехал в Санкт-Петербург, где пристрастился к литературной деятельности, опубликовав пьесу в стихах «Быль, в баснословном рассказе – союз любви и славы», а следом – повесть «Кум Иван», исторические повести «Владислав и Александра», «Кочубей» и ряд других произведений.

Взаимодействие Аладьина с Пушкиным началось в 1826 году. Причём началось с конфуза: Аладьин в афишах указал имя поэта, но его произведений в первом выпуске «Невского альманаха» не опубликовал. Пушкин обозвал Аладьина «канальей и вруном». Мало того, одной из своих знакомых барышень (предположительно Анне Николаевне Вульф ) отправил саркастическое стихотворение:

Примите «Невский альманах».
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдёте Полевова,
Василья Пушкина, Маркова;
Княжевич – дальный ваш родня
Украсил также книжку эту;
Но не найдёте вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету…

Однако Аладьин, прослышав про едкую эпиграмму, не смутился, а стал «выпрашивать» у Пушкина стихи для следующего сборника. В ответ Пушкин отправил ему лишь эту ехидную миниатюру. Тогда Егор Васильевич Аладьин поместил её на «наиболее почётное», открывающее стихотворный отдел, место и заплатил за неё столько, что «вся годовая сумма Николая Полевого, издателя «Московского телеграфа», равняется с платой, которую предлагает Аладьин за одну пьесу». Александр Сергеевич простил «каналью» и, помирившись, стал одним из участников «Невского альманаха».

В 1827–1828 годах в журнале появилось много небольших стихотворений поэта, были перепечатаны отрывки из «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана». Сотрудничество обещало быть долгим и плодотворным… Но в выпуске «Невского альманаха» за 1829 год были напечатаны фрагменты «Евгения Онегина» с первыми иллюстрациями к роману. Однако иллюстрации оказались неудачными. Князь Пётр Вяземский не без сарказма писал о них Пушкину:

« Какова твоя Татьяна пьяная в «Невском альманахе» с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой «Невский альманах» в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень ».

Естественно, Пушкин был возмущён и тут же отреагировал на выход иллюстраций очередными едкими эпиграммами. После этого взаимоотношения поэта и издателя-курянина прекратились.

Пушкин и Щепкин

Известно, что А.С. Пушкин был заядлым театралом. И на этом поприще он познакомился с Михаилом Семёновичем Щепкиным (1788–1863), выходцем из Курской губернии, бывшим крепостным, а в то время уже актёром Московского Императорского (Малого) театра.

Во время одной из встреч с ним (17 мая 1836 года) А.С. Пушкин, послушав рассказ Щепкина о былой жизни, посоветовал написать мемуары и собственноручно вывел на листе бумаги первое предложение: « Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке ».

Эта строка великого поэта послужила началом «Записок актёра Щепкина», ставших для потомков, особенно курян, не только книгой воспоминаний, но и документальным свидетельством о временах и нравах людей конца XVII – первой половины XIX века. Стоит заметить, что, кроме данной книги мемуаров, М.С. Щепкин писал и другие литературные произведения, которые публиковал в московских журналах.

Николай ПАХОМОВ
Фото из открытых источников

Новости соседних регионов по теме:

В 2024 году в России отмечают 225-лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
13:05 20.04.2024 Библиотеки Мытищи - Мытищи
 
По теме
Врио губернатора Курской области Алексей Смирнов завел аккаунт во ВКонтакте - Городские Известия В обращении к курянам Алексей Борисович пояснил, что раньше не вел страницы в социальных сетях, но сегодня это необходимо, чтобы жители региона могли лично рассказать врио руководителя области о своих проблемах.
Городские Известия
Курские полицейские раскрыли угон автомобиля с прицепом по горячим следам - РИА Курск В нескольких районах региона был введен план «Перехват», чтобы поймать предполагаемого преступника Сотрудники отделения полиции Касторенского района Курской области по горячим следам раскрыли угон автомобиля с прицепом.
РИА Курск
О посещении музея 18 мая - Краеведческий музей 18 мая Курский областной краеведческий музей открыт для самостоятельного бесплатного посещения с 12:00 до 20:00, касса работает до 19:00.
Краеведческий музей
Нереальная реальность - Курская правда В Курском государственном музее археологии осваивают мультимедийный гид с технологией дополненной реальности Курский государственный областной музей археологии второй год участвует в программе «Артефакт» – своего рода
Курская правда