«В колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя…»

10 июня церковь отмечает память  преподобномученика Дионисия (Петушкова).  Он был схимником Нило-Столобенской пустыни в Осташковском уезде Тверской губернии. После ее закрытия безбожниками в 1927 г. он поселился на хуторе Черенчиха на земле одного из благотворителей в пустовавшей избе из двух комнат. Сюда к нему потянулись люди. В 1931 г. старца арестовали. Схимонах Дионисий был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве

Преподобномученик Дионисий родился 26 сентября 1866 года в деревне Сумино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьян Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых. 24 сентября 1905 года Дионисий Иосифович поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии и исполнял здесь послушание свечника. 10 января 1910 года он был пострижен в монашество с именем Евфимий. Впоследствии он был пострижен в схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия безбожниками в 1927 году.

На следующий день после закрытия пустыни, сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров; он был давним благотворителем Нило-Столобенской обители.

Он давно мечтал пригласить жить на хутор кого-нибудь из монахов и, когда оказался в закрытом монастыре, то тут же и пригласил переехать к себе отца Дионисия, которого знал в течение многих лет и почитал как благодатного старца. Сергей Федорович выделил ему на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая была отведена под моленную, где он поставил сделанный для себя гроб.

Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему – кто за благословением на то или иное дело, кто испросить совета, как поступить в трудном случае чаще всего семейной жизни, кто приходил спросить, стоит ли вступать в колхоз, а иные просили помолиться об исцелении от какого-нибудь недуга. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, больных помазывал маслом из лампады. Со временем к старцу стало стекаться все больше людей, и все это стало известно властям.

В начале 1930 года в доме, где жил схимник, при участии сельских властей и колхозников был произведен обыск; обыскивавшие забрали для своих нужд некоторые вещи, необходимые в хозяйстве, но не тронули старца. Вскоре после обыска отец Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Схимника приютили верующие люди на другом хуторе, и, поскольку таких людей было немало, отец Дионисий мог перемещаться с одного хутора на другой.

В полночь 6 февраля 1931 года на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с намерением арестовать старца. Не обнаружив его здесь, они приступили к хозяйке, чтобы она немедленно сообщила, где находится схимник. В это время вернулся муж хозяйки, Сергей Федорович, от которого они также стали требовать, чтобы он выдал местонахождение старца, но он на это ответил: «Не знаю, где он, и какое вам до него дело. Лучше берите вместо него меня, я хочу пострадать за старца». Увидев, что с ним бесполезно вести переговоры, один из сотрудников вновь обратился к его жене, потребовав от нее, чтобы она разыскала схимника, и в конце концов заставил ее вместе с ними отправиться на его поиски. Отец Дионисий вскоре был арестован и привезен в Черенчиху, а оттуда его отправили в тюрьму.

Сотрудники ОГПУ, допросив местных жителей и убедившись, что схимонах Дионисий пользовался большой любовью и авторитетом среди крестьян, решили его из заключения не выпускать. …материалы его «дела» были присоединены к общему «делу» арестованных тогда священнослужителей, монахов и мирян.

Отвечая на вопросы следователя, отец Дионисий подтвердил, что к нему действительно приходило много женщин «за получением благословения и совета по... многим вопросам, на что я им всегда давал ответ. Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, то есть время антихристово, и существующая советская власть – есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает».

На этом допросы были закончены, и 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила схимонаха Дионисия к расстрелу. Схимонах Дионисий (Петушков) был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007.  С. 252-255

Новости соседних регионов по теме:

10 июня в мужском монастыре «Нило-Столобенская пустынь» почтили память преподобномученика Дионисия (Петушкова).
17:59 10.06.2024 Тверская епархия - Тверь
8 июня, накануне праздника, посвященного обретению мощей преподобного Нила Столобенского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил малую вечерню с акафистом преподобному Нилу Столобенскому,
11:30 09.06.2024 Тверская епархия - Тверь
 
По теме
«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские!
Состоялось заседание Епархиального Совета Щигровской епархии - Щигровская епархия 17-го июня 2024 года в Епархиальном Управлении Щигровской епархии под председательством Преосвященнейшего Паисия, епископа Железногорского и Льговского, временно управляющего Щигровской епархией,
Щигровская епархия
День мотоциклиста - Краеведческий музей Фото. Мотоциклисты 1920-е гг. Курск. На фоне здания группа мотоциклистов.
Краеведческий музей