Вы меня из комсомола исключали

Это было во время работы Курской Коренской ярмарки и крестного хода с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». Главный редактор небольшой курской газеты Илья Жиронкин был полностью вымотан: бегал по местечку Свобода, расставлял свой немногочисленный журналистский коллектив по заранее спланированным местам — там сфотографировать главную святыню, здесь взять у кого-то из VI Р-персон небольшое интервью, дать инструкции рекламщику по заключению договоров. Словом, суеты и хлопот достаточно. Что поделаешь, журналиста ноги кормят и язык вдобавок.

 

Набегавшись, Илья присел в теньке у ворот монасты­ря перевести дух. В этот момент, отделившись от группы палом­ников, к нему подошла женщи­на в скромном темном платье. Несмотря на немолодой, на пер­вый взгляд, возраст, эта дама вы­делялась своей гордой осанкой и смелым взглядом, пронизывающим окружающих из-под черно­го, скрывающего прическу платка.

 

— Илья, здравствуйте. Вы меня не узнаёте?

 

Жиронкин на минуту задумал­ся. Среди паломников он сразу приметил эту женщину, которая отличалась своей статью и неординарностью. В голове Ильи за­мелькали картинки прошлого, лицо было знакомо, но когда и где он его видел, журналист, как ни старался, вспомнить не смог.

 

— Я Наташа Гончарова, учи­тельница рисования. Вы меня еще из комсомола исключали.

 

Илья при первых звуках ее ме­лодичного голоса сразу же вспом­нил тот случай...

 

 

Однажды 30 лет назад

 

В 1981 году молодой Илья Жи­ронкин работал в обкоме ком­сомола. Так уж получилось, что по окончании исторического факультета он сумел устроиться на работу в обком ВЛКСМ. Тут по­могла и учебная практика в обще­ственных организациях, да и бо­лее старшие друзья Ильи, рабо­тавшие к этому времени в ком­сомольских органах, похлопотали за товарища. Здесь стоит сказать молодым, что в начале 80-х рабо­та в комсомоле была престижна и выгодна со всех сторон — она слу­жила гарантированным трампли­ном в карьере, да и в материаль­ном плане была далеко не из са­мых малооплачиваемых. Правда, сам Илья к карьерному росту не стремился, его мечтой был труд ученого-преподавателя. Впослед­ствии, через два года работы в обкоме, Жиронкин уйдет на препо­давательскую в отличие от большинства своих соратников, выби­равших, как правило, партийную работу.

 

А пока Илья трудился лектором в комсомоле, осваивая при этом все азы аппаратной деятельности. Время от времени инструкторов обкома мобилизовали на «про­рыв», в зависимости от обстанов­ки и направляющих указаний ве­дущей силы общества — КПСС. Молодым сотрудникам обкома приходилось заниматься всем: и финансовыми проверками сдачи взносов, и организаторской рабо­той по приему в ВЛКСМ, и подго­товкой отчетно-выборных конфе­ренций, словом, всем по очереди.

 

В отделе пропаганды и аги­тации, где Илья числился лектором-инструктором, суще­ствовало нынче совсем немодное и забытое направление — атеистическая пропаганда. Это сей­час многие государственные дея­тели и чиновники посещают цер­ковные службы, возводят новые и восстанавливают утраченные храмы, а тогда партия и ее вер­ный подручный — комсомол — с Церковью боролись. Причем все­ми доступными способами, од­ним из которых было выявление молодежи на предмет отправления религиозных обрядов с по­следующими показательными наказаниями. В тот раз его, как и большинство других сотрудни­ков обкома, привлекли к участию в специальной бригаде, которую направили по разным районам области.

 

Жиронкину достался Фатежский район, всегда считавшийся хорошим для командировок, — Курск близко, можно даже каж­дый день домой возвращаться. Это ж не Глушково или Дмитри­ев, загонят, так недели на две без­вылазно, да еще в районных гостиницах, где от холода и тарака­нов спасу нет.

 

Второй секретарь фатежского райкома комсо­мола Сергей Смо­лин считался человеком опытным и толковым, работал в этой должности уже несколь­ко лет и знал, как говорит­ся, все ходы и выходы. Илью Сергей обна­дежил сразу: «У меня с атеизмом нормально постав­лено, все церковные книги проверяем. Одна за­кавыка, наша церковь Тихвинской иконы Божией Матери стоит на московской трассе, и многие про­езжающие через Фатеж в ней вен­чаются и крестят детей, дума­ют, что раз из других мест, так и концы в воду. Курян много быва­ет, у меня даже отдельный спи­сок есть». Жиронкину это понравилось — здорово, можно кого-нибудь из Курска зацепить да раскрутить пошумнее.

 

Так оно и получилось. Нашли на пару со Смолиным несколь­ких молодых жителей Курска, по­смевших отправлять религиоз­ный культ, да дела в райкомы по месту жительства и отправили. Результат командировки нали­цо, честь и хвала активистам! Да только в итоге инцидент всё же произошел. Наташа, давняя зна­комая Ильи по худграфу, с кото­рой даже дружили немного в студенческие годы, оказалась в этом черном списке, только под дру­гой фамилией. Новой, мужниной — вот в списке-то ее и не узнал. Ната­шу прилюдно в Ленинском райко­ме из комсомола ис­ключили за то, что ребенка в Фатеже крестила, а Илье дове­лось на том заседании бюро при­сутствовать. А она и не отступа­лась, заявила, что в Бога верует. Тогда это заявление прозвучало, как гром среди ясного неба, — нет, ну это ж надо!

 

Неприятно было, конечно, при­шлось глаза под стол прятать, а после бюро убежал Илья сразу из райкома, не захотел даже с ней по­говорить, стыдно стало. Слышал Жиронкин, что Наталью после этого заставили из школы уйти, где она работала, а потом на мно­гие годы ее потерял из виду.

 

И вот, здравствуйте! Что де­лать, как себя вести? Од­нако Наталья Валерьевна пове­ла себя молодцом. Между про­чим, не обвиняя, рассказала, как ей тогда пришлось помыкаться, как никуда на педагогическую ра­боту не брали.

 

— А ты знаешь, Илья, слава Богу, что так получилось. Я тогда из родного Курска в эту «чумную» Москву переехала — город боль­шой, никто тебя не знает. Прав­да, больше в школу работать не пошла, начала на пленэры выезжать, церкви и храмы писать. По­том иконы начала реставриро­вать, да новые писать. Все свя­тые русские места посетила и до­ждалась своего — власть наша к Церкви оборотилась. Теперь у меня выставки персональные проходят, в Москве я считаюсь «дорогим» художником. Вот оно как вышло-то. С мужем мы разо­шлись, да оно и лучше — с дочкой вдвоем живем, она уже большая, по моим стопам пошла. Часто ду­маю, если бы не то исключение из комсомола, что бы со мной было? А от веры я не отступила. Вот сейчас специально на малую родину приехала, Богородице по­клониться. Лепо-то как, а Илья?..

 

Действительно, не было бы сча­стья, да несчастье помогло. Вот что настоящая вера с людьми де­лает, не отступилась в свое вре­мя она от веры и, наверное, Бог ей помог. Хорошо то, что хорошо заканчивается.

 

P . S . Все фамилии в этой правди­вой истории изменены.

 

 

Пётр Василевский

 

 
По теме
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ