В Курск привезли жемчужины Третьяковской галереи

В Курск привезли жемчужины Третьяковской галереи
Василий Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 год)
Иван Шишки. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869 год)
Выставка продлится до 5 ноября
Фото: www.dddkursk.ru

Громкое событие в культурной жизни региона – в Курск впервые привезли картины из Третьяковской галереи . Шишкин, Перов, Крамской – на произведения художников, чьи имена знакомы каждому еще со школьной скамьи, в эти дни можно полюбоваться в картинной галерее имени А. А. Дейнеки . Причем вход на выставку бесплатный.

Поделиться:

«Очень понятное искусство»

50 работ. 50 историй. Перед каждым шедевром можно стоять часами, вглядываясь в краски, сюжет, детали. Кто-то относится к картинам как к ребусам, ломая голову над тем, что хотел сказать художник той или иной мелочью. Кто-то просто радуется от встречи с высоким искусством.

Тут нет случайных полотен и проходных работ. Часть из представленных картин покинули свои места в залах постоянной экспозиции одного из самых известных музеев в мире, чтобы быть выставленными в Курске. Третьяковская галерея очень серьезно относится к выездным проектам, позволяя себе не более 2–3 таких мероприятий в год.

В Курск привезли жанровую живопись второй половины XIX – начала ХХ века, объединив выставку под общим названием «Живописная Россия» . «Это увлекательное путешествие не только по истории русского искусства, но и некая энциклопедия русской жизни. Здесь можно познакомиться и с бытом людей, и с типажами, посмотреть, как жила Россия того времени. Много перекличек с русской литературой, некоторые из этих картин даже воспроизведены в учебниках как иллюстрации к тем или иным произведениям», – поясняет главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Василий Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 год)

Яркий пример – картина Василия Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», герои которой словно сошли со страниц произведений Островского. Вальяжный купец в халате, чувствующий себя полновластным хозяином жизни, его сын, с бессовестным любопытством рассматривающий девушку, жена, на лице которой застыла гримаса высокомерного недовольства, и опустившая голову гувернантка – луч света, который никогда не разгорится в темном царстве купеческого мирка. Герои представлены, характеристики даны, и в голове зрителя уже разворачивается целый сюжет.

Необязательно быть ценителем искусства, чтобы вникнуть в эти детали. «Жанровая живопись – это понятный язык, который доступен всем, – замечает хранитель Третьяковской галереи . – Тут нет барьера, неизбежно возникающего при восприятии современного абстрактного искусства. Здесь всегда есть сюжет. Это очень понятное искусство».

Знаковые полотна

Многие полотна, привезенные в Курск, считаются не только знаковыми для истории русского искусства, но и сыграли важную роль в истории самой галереи. Так, картина «Полдень. В окрестностях Москвы» Ивана Шишкин а была первой работой художника, приобретенной Павлом Третьяковым. Она оказалась поворотной в судьбе художника, которому было тогда тридцать девять лет: к нему пришел успех и общественное признание. Сам Третьяков впоследствии на каждой Передвижной выставке непременно покупал хотя бы один шишкинский пейзаж.

Иван Шишки. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869 год)

А из-за того же «Приезда гувернантки» между Третьяковым и Перовым произошла крупная ссора. Так случилось, что в отсутствие коллекционера художник продал картину кому-то другому. Третьяков был вне себя от злости: он прекратил писать художнику и не желал его видеть. «Лучшая картина ушла!» – жаловался он друзьям. Те втайне пытались перекупить работу, но новый владелец ни в какую не хотел с ней расставаться. Картина была куплена в галерею только через несколько лет: Третьяков дал за нее другую картину и крупную сумму денег.

Картины, которые можно унести с собой

Не просто обойти выставку, но вглядеться, осознать, пропустить через себя полсотни шедевров выдающихся художников – работа непростая и для зрителя. Поэтому организаторы советуют не ограничиться одним посещением, а вернуться в галерею, быть может, не один раз.

Заряд эмоций от соприкосновения с прекрасным можно дополнить и полезной информацией. Специально к курской выставке подготовлен иллюстрированный каталог – он был составлен в Москве, а отпечатан уже в Курске. Это не просто воспроизведение всех картин, которые можно унести с собой, но и подробная аннотация работ, а также статьи, посвященные русской жанровой живописи и деятельности Павла Третьякова.

Кроме того, в Курске специалисты Третьяковской галереи прочтут две лекции, связанные с темой экспозиции.

Выставка организована благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО .

Выставка продлится до 5 ноября
Как смотреть выставку

«Единого «правильного» подхода нет, – рассказывает сотрудница Курской картинной галереи имени А. А. Дейнеки Александра Кравченко. – Вся выставка разбита на участки: тема быта, остросоциальные моменты, тема природы. В западном зале представлена тема детства в работах разных художников с разным отношением к жизни.

Сейчас музеи уходят от традиционной экспозиции по хронологии. Каждая выставка – это своя история, цельное произведение. Многие сюжеты перекликаются друг с другом и закольцовываются. Например, на первом этаже есть «Полдень» Шишкина. Куратор из Третьяковской галереи заметила, что наши дороги, поля, дорога в Коренную напоминают ей эту картину. В то же время на втором этаже репинские богомолки-странницы, написанные к картине «Крестный ход в Курской губернии». Вот одно из таких колец.

Но искать какой-то скрытый смысл вовсе не обязательно. Можно просто смотреть каждую картину в отдельности и получать удовольствие».

Закулисье Как куряне готовились к приезду Третьяковки

Подготовка к выставке началась за несколько месяцев. Третьяковская галерея выставила ряд строгих условий, ведь принимающая сторона должна обеспечить сохранность бесценных шедевров.

Из Москвы картины привезла компания, которая занимается транспортировкой предметов искусства. Ценный груз был доставлен за десять дней до открытия выставки. Ящики с картинами должны сутки простоять в помещении, чтобы полотна «акклиматизировались» – температура и влажность внутри контейнеров постепенно выровнялись с этими параметрами окружающего воздуха. Резкие перепады губительны для музейных экспонатов.

Подготовить помещение к выставке – тоже своего рода искусство. Сотрудникам курской галереи пришлось учесть огромное количество нюансов. Температура в помещении должна всегда оставаться в пределах 18–20 градусов. Влажность воздуха – не менее важный показатель.

«При низкой влажности картины пересыхают, появляются кракелюры и трещины на краске. При высокой – холсты провисают, а высыхая – еще больше натягиваются. Заводятся различные микроорганизмы», – рассказывает хранитель Курской картинной галереи Алина Пронская. Стандартные правила предписывают, что влажность воздуха при демонстрации художественных полотен должна быть в пределах – 50–60%. Но у Третьяковской галереи условия еще более строгие. Договор допускает влажность от 50 до 55% при среднесуточном колебании 2,5 процента. Специальные аппараты, стоящие в залах, постоянно поддерживают этот уровень.

Поделиться ссылкой:

 
По теме
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ