Мою веронику придумал баталов

4 мая в день своего 80-летнего юбилея скончалась Народная артистка России Татьяна Самойлова. За несколько недель до этого трагического события актриса и дала интервью, которое, к сожалению, стало последним...

Я училась на втором курсе в Щукинском училище, когда меня пригласили сниматься в Одессу - в фильме "Мексиканец". Там же недалеко снималась картина "300 лет тому...", где играл Вася Лановой. Он к тому времени стал уже известным актером, звездой фильма "Аттестат зрелости". А я только начинала и смотрела на Васю с восхищением! Это было первое чистое чувство, тем более что ни у меня, ни у него никого до этого не было. Мы знали друг друга еще по училищу, но по-настоящему познакомились в Одессе, на даче у друзей. Помню, как вдвоем наблюдали за петухами, и Вася сказал: "Смотри, петух клюет курицу, потому что любит ее..."

Довольно быстро мы решили пожениться - прямо на съемках в Одессе. Никакого торжества не было. Мы просто зашли в загс и расписались. После чего купили друг другу подарки в магазине белья. Так мы стали мужем и женой и были очень счастливы в первые годы. У нас ведь имелось много общего. Мы постоянно что-то обсуждали!

Однажды мне предложили прочесть пьесу Виктора Розова "Вечно живые" (именно по ней снят фильм "Летят журавли"). Режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский искали на главные роли молодых актеров. Мне так хотелось сыграть Веронику! Это была абсолютно моя роль, моя тема. Мне повезло - на пробах мы с Алексеем Баталовым "совпали", хорошо смотрелись вместе. Ведь нужна была именно пара! Это Леша Баталов придумал образ Вероники. Мы с ним репетировали на даче, когда он взял две обуглившиеся спички и нарисовал ими стрелки мне на веках. Сказал: "Вот Вероника! Ты должна так ее сыграть, чтобы все девушки захотели стать похожими на нее и рисовали себе такие же стрелки!"

Во время съемок я узнала, что больна туберкулезом. Здоровье было подорвано еще с войны. В эвакуации я все время тяжело болела: то легкие, то сердце, то горло. Я лежала дни напролет. Лекарств не было, и мама делала мне какие-то отвары из трав. Ей пришлось так много прочесть об этом, что она стала врачом-самоучкой. И вот в 1957 году война мне аукнулась. Конечно, я скрыла свою болезнь от режиссера. Очень боялась, что меня снимут с картины. Знал только Леша Баталов, и он не проговорился. Но все обнаружилось, когда снимали момент, где я бегу по лестнице разбомбленного дома. Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы - все, чтобы я только дотянула картину. Зато и вид у меня был вполне подходящий для изможденной войной героини.

Успех пришел не сразу. Наоборот, после того как на просмотре Хрущев обругал Веронику, картина могла лечь на полку. Но каким-то сложным путем она попала за границу и получила призы в Канне. Вот тогда "Летят журавли" и стали крутить во всех кинотеатрах. Возникла мода на Веронику. Как и предсказывал Баталов, девушки стали делать такие же стрелки, такую же прическу... Но главное - с этой картиной я побывала в Канне, а затем в Париже - городе моей мечты!

Я еще с училища заболела Парижем, когда стала изучать французский язык. Как же я мечтала поехать туда, побродить по Лувру, посмотреть картины... Вот только не верилось, что моя мечта осуществима. И вдруг - все получилось само собой, меня пригласили на Каннский кинофестиваль! А вот Лешу Баталова туда не взяли - его семья считалась неблагонадежной, у них ведь часто жила Ахматова... Да и Калатозов не поехал - после такой напряженной работы у него случился инфаркт. Так что на премьере в Канне мы с Урусевским сидели вдвоем. Уже почти полфильма прошло, а в зале полная тишина... Мы вжались в кресла, в голове стучало: "Неужели они не поняли? Почему молчат?" А потом я решилась оглянуться - а все плачут, и женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами. В конце уже все плакали, не стесняясь, потом устроили овацию.

В Париже я смогла пообщаться с самим Пикассо. Еще на фестивале Жерар Филип передал мне в подарок часы и приглашение сниматься с ним в "Анне Карениной". Представляете, как у меня закружилась голова? 

Но возвращение в СССР отрезвило меня. Даже не спросив меня ни о чем, руководство "Мосфильма" отправило за границу бумагу, где говорилось, что я еще не получила образования, студентка. И принять участие в картине не могу. Мне же объяснили, что в Голливуде слишком свободные нравы, а мне всего 24 года. Через год - очень тяжелые съемки в картине Калатозова "Неотправленное письмо". Я, Урбанский, Смоктуновский и Ливанов играли заблудившихся в тайге геологов. Условия съемок просто невыносимые... Для того чтобы все было натурально, Урусевский и Калатозов устроили в тайге настоящий пожар, а сами работали обмотанные асбестом. Я же на съемках обожгла руки, потом много раз простужалась и окончательно подорвала здоровье. Самое обидное, что фильм никто не оценил, многое вырезали, заставляли переделывать... Для меня же дело кончилось туберкулезным санаторием. И тут выясняется, что я беременна. Мало того, у меня будет двойня!

Вася очень хотел детей и, конечно, уговаривал меня рожать. Но я все еще надеялась, что у меня будет много ролей в кино. Если, конечно, удастся сохранить здоровье. Это было самым главным на тот момент: выздороветь и сниматься в кино! Я жила этим и сделала свой выбор твердо. Хотя слез было много... Это было начало конца. Лановой все больше снимался, мы неизбежно отдалялись друг от друга. И однажды я сама сказала: "Давай расстанемся..." На тот момент я была уверена, что поступаю правильно. А ведь Вася был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила. И долго еще потом, когда мы где-то встречались, я замечала, что и он ко мне по-прежнему неравнодушен.

Казалось бы, после "Летят журавли" лучшие режиссеры должны были наперебой предлагать мне хорошие роли, но почему-то этого не произошло. То есть меня, конечно, приглашали, но вовсе не туда, куда бы мне хотелось. Так прошло десять лет.

И вот, наконец-то поступило серьезное предложение - опять Анна Каренина. На этот раз в экранизации Александра Зархи. В роли Вронского - мой бывший муж Василий Лановой. Однако такого успеха, как с фильмом "Летят журавли", не получилось. В 1968 году в Канне были студенческие волнения, и фестиваль не проводился. Я снова осталась невостребованной, к тому же, пока я снималась, в театре работы тоже стало меньше.

С годами я стала понимать, что хорошо иметь семью, и уже была готова к тому, чтобы родить ребенка. Моим вторым мужем стал писатель Валерий Осипов. Человек образованный, начитанный, необыкновенно много знающий, с ним поначалу было интересно. Он постоянно разъезжал по миру и имел возможность красиво ухаживать. В любой город, где бы я ни находилась, присылал телеграммы, цветы, даже стихи сочинял для меня... Но ведь не это все в жизни главное! Меня уже захватила мечта иметь детей. А этого-то у нас и не получалось. Осипова одолевали болезни, и врачи говорили, что ребенка у нас не будет. В конце концов мы развелись...

После неудачного второго брака Самойлова даже слышать не хотела о мужчинах и даже не думала, что вновь сможет выйти замуж. Но затем она познакомилась с цирковым администратором Эдуардом Машковичем, который за год ухаживаний смог завоевать ее сердце. В этом браке появился на свет единственный сын Самойловой - Дмитрий. Однако когда малышу было два года, родной отец практически перестал его видеть из-за постоянных гастролей артистки. Через пять лет и этот брак распался. Дмитрий остался с мамой, а когда вырос, уехал в США учиться и работать хирургом.

Похоронили актрису 7 мая на Новодевечьем кладбище в Москве.

 
По теме
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ