«Гамлет» на курской сцене

«Гамлет» на курской сцене
«Гамлет» на курской сцене
Фото: kursk-izvestia.ru

Вильям Шекспир – подарок судьбы для актёров драмтеатра

 

Открытие очередного театрального сезона в драматическом театре имени А.С. Пушкина для курян всегда является праздником. В сентябре же нынешнего года оно стало настоящим событием. Во-первых, 17 сентября открылся уже 225-й, то есть юбилейный сезон, а во-вторых, начался он с премьеры спектакля «Гамлет» по пьесе Вильяма Шекспира. О том, как работалось над «пьесой пьес», а именно так «Гамлета» называют во всём мире, и почему наша труппа решила «замахнуться на Вильяма, понимаете ли, Шекспира», мы поговорили с режиссёром-постановщиком спектакля Вячеславом Сорокиным, который прибыл к нам в Курск из Москвы.

 

Вячеслав Николаевич, «Гамлет» это такая пьеса, о которой многие режиссёры мечтают всю жизнь. Каково ваше отношение к ней?

– У каждого режиссёра есть пьесы, соприкоснуться с которыми является большим счастьем, потому что они эталон драматургии. К разряду такого материала и относится «Гамлет». Я очень благодарен Юрию Валерьевичу за предоставленную возможность поработать с таким произведением.

 

Как вы считаете, в чём особенность этой «пьесы пьес»?

– Когда у Юрия Бурэ, художественного руководителя Курского драматического театра, спросили, почему он решил включить «Гамлета» в репертуар, он ответил: «Потому, что вопросы, которые волнуют главного героя, касаются всех без исключения живущих на Земле людей. И главный из них: «Как жить – по правде или по лжи?» очень простой, но ответить на него всегда трудно. Именно поэтому «Гамлет» является лучшей пьесой в мировой драматургии».

И, мне кажется, действительно эта пьеса интересна тем, что в ней задаётся масса вопросов, но, увы, нет, ни одного ответа. И главным, пожалуй, остаётся вопрос: как жить? Да что там! Жить или не жить вообще?!

 

«Гамлет» за время своего существования пережил невероятное количество постановок. Это произведение, можно сказать, набило оскомину театралам. Приступая к работе, вы не опасались, что, возможно, спектакль будет неинтересен зрителю?

 

– А подобные страхи существуют всегда, и это не только «Гамлета» касается, но и любой другой пьесы. Я бы выразился мягче, не из-за «оскомины», а из-за известности произведения драматургов обретают массу шаблонов и штампов. Ведь мы имеем дело с классическим произведением. Но если отстраниться, то классика почему таковой считается? Потому что в любой отрезок времени она поворачивается теми гранями и поднимает те проблемы, которые являются для нас на сегодняшний день актуальными. И интерес к спектаклю будет зависеть от того, насколько хорошо мы это сделаем.

(На фото: Режиссер-постановщик Вячеслав Сорокин)

А какими гранями «Гамлет» повернулся на сегодняшний день? Какие вопросы, актуальные для нашего времени, он поднимает?

– Разгул, бездуховность, цинизм и малодушие. В пьесе также очень хорошо показана такая характерная для нашего времени вещь, как привлекательность зла. А ведь как это верно! Не так давно Андрей Кончаловский в одном из своих интервью отметил, что зло в наше время стало симпатичным, и, соприкоснувшись с ним, люди оказываются, что называется, на другой дороге и однажды, оглянувшись, понимают, что пути назад-то нет.

В наше время на первый план выходит вопрос качества жизни, наращивания производственных мощностей в стране. Что ж, это неплохо. Но что при всём этом происходит с образованием, а ведь оно часть культуры! Закрываются университеты и академии, и всё это называется современным словом «переформатирование».

А «Гамлет» ещё и пьеса о тех, у кого в руках власть. Так что может происходить в тех слоях общества, что ниже по иерархии, если царствующие особы – помазанники Божьи – творят такое, что даже мистические силы (в виде призрака короля датского) уже вмешиваются, чтобы попытаться какую-то справедливость восстановить? И как? Через месть с помощью убийства. И в данном случае актуальна фраза: «Совесть на крючок поддеть». Ведь убийство – это же грех. Даже, казалось бы, по такой благородной причине, как месть за убитого отца.

Шекспир на примере истории Гамлета даёт нам возможность понять, что любой человек балансирует между Богом и дьяволом. И если мы не стремимся к одному, то попадаем в сети к другому. У Островского есть хорошая фраза: «А человек-то слаб!». Поддаваясь эмоциям, мы попадаем в плен наших страстей. И, увы, не каждый понимает, что единственный путь к спасению – это искреннее раскаяние в содеянном, в своих грехах.

 

Вячеслав Николаевич, а вы предпочли классическое прочтение пьесы или всё-таки попытались поэкспериментировать?

– Нет, экспериментов не будет. Для себя мы решили, что попытаемся с помощью выразительных средств, которые у нас есть, передать эту историю зрителю в той мере, в какой она задумана автором. Прочтения могут быть разные, но есть табу, связанные с духовно-нравственными критериями, которые и по духовным вопросам, и по эстетическим, и по этическим должны иметь планку. И мы постарались эту планку удержать на высоком уровне.

 

Исполнитель главной роли Михаил Тюленев понял шекспировского Гамлета? Постиг его?

– Работая с труппой, я не выделяю кого-то из актёров, говоря о том, справился или не справился актёр и так далее. А что касаемо Миши, то он работает с полной отдачей. Выкладываются по полной все без исключения! Ведь действительно возможность поставить такой спектакль – это настоящий подарок судьбы как для режиссёра, так и для труппы. Что же касается Гамлета, то подобные роли всегда бездонны, многогранны. И артисту всегда чего-то будет не хватать. Ведь объять необъятное очень непросто.

 

Вы же уже во второй раз работаете с курскими актёрами, значит, с особыми трудностями не столкнулись?

– Да, на сцене Курского драматического театра я уже ставил спектакль «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Я вспоминаю нашу работу с очень тёплыми чувствами в душе. И когда поступило предложение о «Гамлете», я был не просто обрадован – счастлив. И хочется надеяться, что наша работа найдёт отклик у курских зрителей. И если хотя бы один-два человека после спектакля озадачатся вопросом: «А действительно, как жить?», то, наверное, мы работали не зря!

 

Интересные факты о пьесе «Гамлет»

Это самая длинная пьеса Шекспира, в ней 4042 строки и 29551 слово. На русский язык трагедия многократно переводилась начиная с XVIII века. Первые варианты были переделками на основе переводов Гамлета на французский и немецкий языки, но уже в XIX веке появились добротные переводы пьесы с оригинального текста.

Авторство первой русской переделки пьесы принадлежит А.П. Сумарокову (1748 год).

В России «Гамлет» впервые был поставлен в 1750 году в Петербурге на императорской сцене воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса.

Помимо театральных постановок, «Гамлет» неоднократно экранизировался. Кстати, в российском кинематографе есть случай, когда фрагменты этой пьесы вплетаются в сюжет художественного фильма. Речь идёт о киноленте «Берегись автомобиля» режиссёра Эльдара Рязанова. Дело в том, что Гамлета в этих фрагментах играет артист Иннокентий Смоктуновский, которому, кстати, посчастливилось также и сыграть принца датского в экранизации знаменитой пьесы.

«Гамлет» во все времена вдохновлял творческих людей. Например, Михаил Врубель в 1884 году написал картину «Гамлет и Офелия», которая теперь находится в Русском музее. Создатели полюбившегося всему миру диснеевского мультфильма «Король лев» также признались, что «Гамлет» вдохновил их на работу.

А каким актёрам довелось сыграть Гамлета! Начиная с Сары Бернар, Василия Качалова, Кевина Клайна и заканчивая Мелом Гибсоном и Владимиром Высоцким.

По мотивам знаменитой трагедии даже была создана юмористическая компьютерная игра – «Гамлет, или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы».

 

Татьяна Смирнова

 
По теме
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ