Два человека вошли в храм помолиться

Два человека вошли в храм помолиться
Два человека вошли в храм помолиться
Фото: kursk-izvestia.ru

 

По милости Божией мы снова у дверей Великого поста

 

Сегодня св. Церковь даёт нам то песнопение, которое указывает нам, что для нас вновь наступает самое благоприятное время для покаяния: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»...

 

В дни, подготовительные к Св. Посту, святая Церковь ведёт нас прежде всего от нас самих, ибо если мы подходим к Богу, если мы желаем идти к Нему и жить Им, то прежде всего это наше решение, наша воля. И первую неделю она посвящает образу мытаря и фарисея, даёт прежде всего человеческое состояние для того, чтобы в следующей неделе показать Божье произволение и привести нас тем же путём покаяния к Отцу Небесному.

«Два человека вошли в храм помолиться», – начинает притчу Господь, и в этой молитве Он раскрывает состояние того и другого. «Молитва есть зеркало духовного устроения», – говорят святые отцы. – Посмотри в это зеркало, посмотри, как ты молишься, и ты можешь сказать безошибочно, каково твоё духовное устроение». Не случайно Господь даёт эти два образа на фоне молитвы, ибо в ней наиболее открываются наши хорошие и тёмные стороны, духовное умирание и духовное возрастание, не случайно и «Триодь Постная» начинается с многозначительной стихиры: «Не помолимся фарисейски, братие»...

Фарисей – исполнитель закона, соблюдающий все церковные уставы, приходит и молится в благодарении: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю, и вот я прихожу и благодарю Тебя.

А вот другой – мытарь. Он, по-видимому, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя своё ничтожество, только бьёт себя в грудь и молится: «Боже, милостив буди мне грешному».

Святая Церковь открывает нам образно духовно-душевный смысл того и другого состояния.

В древних книгах и на старых народных картинках мы можем видеть изображение мытаря и фарисея: изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком, стремятся они оба в Царство Небесное.

Один из тропарей пятой песни сегодняшнего канона раскрывает нам как раз ту же самую картину: «На колеснице добродетелей мнящеся тещи фарисей: но пеший паче лидийские колесницы текий, мытарь добре предвари, припряг щедроте смирение».

Вот на лидийской колеснице добродетелей мчится фарисей, он всё исполнил; и вот мытарь, который ничего не делает, припрягая своё смирение, предваряет фарисея. Господь говорит, что вышли они из храма, и мытарь был более оправдан, нежели фарисей.

Вот эти два различных состояния – с одной стороны, молитва, начинающаяся с благодарения: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как все прочие люди». Это как будто призывание Бога, а на самом деле – утверждение своего «я», ибо середина гордости, по Иоанну Лествичнику , есть «бесстыдное проповедание своих трудов». Господь ведь знает его душу, а он говорит: «Я не таков, как все прочие – обидчики, прелюбодеи», уничижая и ближнего своего – «я не таков, как этот мытарь».

Фарисей как будто и верит, и любит Господа, как будто ищет Его помощи, а на самом деле «уничижает ближнего и бесстыдно проповедует свои труды» – он подходит уже к величайшей степени гордости – отвержению Бога.

Зачем ему Бог , когда он всё выполнил и только хвалится перед Богом своими добродетелями. Иоанн Лествичник говорит: «…страсть гордости получает пищу от благодарения» (И. Л., Сл. 23, 3). Пока ещё фарисей молится, но ещё немного, и он перестанет молиться, потому что молитва есть стремление к Богу, чтобы получить от Него помощь.

«Видал я людей, – говорит Иоанн Лествичник (Сл. 23, 3), – устами благодаривших Бога и велих-валившихся в мыслях своих». Ясное доказательство на это представляет фарисей, описанный в Евангелии, когда он сказал: «Боже, благодарю Тебя».

Это состояние человека, который в основу своей духовной жизни полагает свои добродетели, их выставляет и бесстыдно проповедует, уничижая ближнего.

А есть и другое состояние. Авва Антоний сказал однажды Авве Пимену: «В том состоит делание человека, чтобы грехи свои полагать на главу свою перед Богом». Это подход к Богу грешника, а не праведника, подход к Богу того, кто нуждается в Нём, чтобы очистить свои грехи. Поэтому-то мытарь и молится: «Боже, милостив буди мне грешному» – это он нуждается в Боге, он просит, понимая, что ничего ещё не сделал, он не проповедует своих, может быть, и имеющихся добродетелей, но не их, а грехи свои полагает на главу свою перед Богом.

В первой песни канона есть тропарь, изображающий это состояние человеческой души: «Всякое благое от возношения истощается, всякое же злое от смирения потребляется».

«Гордость есть уничтожение добродетели, потопление в пристани», – говорит Иоанн Лествичник (Сл. 22, 2). Мчится фарисей на лидийской колеснице и надеется на ней прийти в Царствие Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет.

Нам надо соединить и то, и другое. Возьмём прежде всего от фарисея пример исполнения закона: «Фарисеевым добродетелям потщимся подражать». Но этого мало. Если бы мы так стали работать для Господа, то в этой работе были бы подобны человеку, который, по словам Иоанна Лествичника, думает выплыть из пучины, плавая одной рукой. Но нам нужно ещё совокупить мытарево смирение.

Вот, братие, смысл нашего сегодняшнего богослужения: «Фарисеевым добродетелем потщимся подражать и поревнуем мытареву смирению в обою ненавидяще безместное возношение и пагубное падение».

Пусть у нас будет ненависть и к возношению фарисея, и к падению мытаря. Мытарь вышел более оправданным, но это не значит, что он уже в Царствии Небесном. И вот Ефрем Сирин – учитель покаяния, тот, кто особенно нам близок в эти дни, заповедует нам в своей молитве зреть наши прегрешения и не осуждать брата.

Один Святой Отец, когда позвали его судить согрешившего брата, вышел, взял большой мешок песку и нёс его за спиной, а перед собою держал маленькую корзиночку, в которой было немного песку, и когда его спросили, что это значит, он отвечал: «Этот мешок – мои грехи, и я их оставил позади себя, так как я в них не раскаялся, а эти немногие грехи брата передо мною, и я смущаюсь ими».

Для того, чтобы идти путём правым, мы не должны хвалиться добродетелями, ибо они от Бога, не смотреть на грехи брата, а всё внимание обратить на огромный мешок своих грехов.

Если мы будем смотреть на свои грехи, то мы придём на молитву не как фарисей, а подобно мытарю и будем просить: «Боже, милостив буди мне грешному».

Только в таком состоянии мы сможем подойти ко второй неделе, к Неделе о блудном сыне, ибо тогда только примет Господь блудного сына, когда он придёт, как мытарь. Фарисею не нужен отец, он сам уже всего достиг. А тот, кто плачет о своих грехах и не видит чужих, тот может прийти, кинуться в ноги Отцу и сказать: «Прими меня хотя бы в число наёмников Твоих».

Святой праведный Алексий Московский (Мечев), слово в Неделю о мытаре и фарисее

 

Подготовительная неделя перед Великим постом – Неделя о мытаре и фарисее (в этом году – с 28 января) – первая из трёх, в течение которых христиане начинают духовно готовиться к посту. Неделя о мытаре и фарисее также называется ещё сплошной седмицей, потому что на ней нет поста в среду и пятницу. Начиная с этой подготовительной недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поётся молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернён. Но яко щедр, очисти благоутробную Твоею милостию». В переводе с церковнославянского языка: «Жизнодавец! Отверзи мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как её храм телесный весь осквернён; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».

 

Евангелие «О мытаре и фарисее»: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя в дали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10 – 14).  
 
По теме
По результатам рассмотрения административного искового заявления Управления Минюста России по Курской области в отношении Местной религиозной организации Древлеправославная Община д.
По результатам рассмотрения административного искового заявления Управления Минюста России по Курской области в отношении Местной религиозной организации Древлеправославная Община д.
Минюст
В курском селе Верхний Любаж горел дом - РИА Курск К ликвидации пожара привлекались 16 человек и шесть единиц техники В оперативную дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области сегодня в 05:34 поступило сообщение о сильном задымлении в одном из жилых домов в с
РИА Курск
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ
«Поэзии летящая строка» - Газета Золотухинская жизнь Местные поэты, литераторы, школьники, учителя и любители поэзии собрались в Межпоселенческой библиотеке Золотухинского района, чтобы окунуться в прекрасный мир поэзии.
Газета Золотухинская жизнь
Мастера исполнения традиционных песен - Газета Золотухинская жизнь Обучающиеся фольклорного отделения Золотухинской детской школы искусств стали лауреатами Всероссийского конкурса исполнителей народной песни «Орёл Сизокрылый»,
Газета Золотухинская жизнь